пятница, 6 августа 2010 г.

Музыкальный вечер в классическом стиле

Классическая музыка – это не что-то застывшее. Представляю себе эту картину: написал композитор музыку, вздохнул с облегчением, смотрит на ноты и гордо думает: «Ну, всё, теперь я гений». Конечно, это не так. Как и в любом другом виде творчества, нужно быть профессионалом, всю жизнь учиться, не давать себе покоя, работать, и всё равно нет гарантии, что тебя заметят, запомнят, не растеряют в веках то, что ты сочинил. Ноты теряют, находят, дописывают те места, которые или не поняли, или не нашли, переделывают музыкальные творения на современный лад. Это живой процесс. И мне хотелось не только поделиться своими впечатлениями об этих нескольких музыкальных произведениях, классических или с элементами классики, но и совсем немного рассказать о них, чтобы они стали понятнее и подарили хорошее настроение.






Начать этот музыкальный вечер мне хочется с красивого произведения Иоганна Пахельбеля. Несмотря на свою не вполне благозвучную для русского уха фамилию, музыку этот немецкий органист и композитор, родившийся в 1653 году в Нюрнберге, писал очень гармоничную, и писал он немало – одних только органных фуг за ним сегодня числится 26, больше 60 хоральных прелюдий. А знаем мы его, в основном, по «Канону ре мажор», который сегодня можно услышать в любом жанре исполнения, в том числе и в стиле рок. Пахельбель оказал влияние на многие поколения исполнителей, в том числе и на Иоганна Себастьяна Баха. Он был другом его отца, учителем брата, крестным сестры. И, хотя старший брат Иоганн Себастьяна, воспитывавший его вместо рано ушедшего из жизни отца, прятал от него в зарешеченный шкаф ноты Пахельбеля – дабы тот учился на старых авторитетах, а не на новомодной музыке - он научился вынимать их по ночам сквозь решетку, а к утру возвращать на место. До сих пор «Канон ре мажор» живет своей полнокровной жизнью – он современен, он гармоничен, это светлая, искрящаяся музыка. От «Канона» к началу 20 века оставались только отзывы – и ноты пришлось поискать в архивах, где и были найдены только в 1920 году, и с той поры в каких только обработках мы его не слышали. Это запись Лондонского Симфонического Оркестра (3:54).


Я не поклонница «металлической» музыки, но трудно спорить с тем, что голоса солистов групп, работающих в этом стиле, часто на порядок выше «попсовиков», но даже и на таком неслабом фоне нельзя было не заметить солистку финской группы «Nightwish» Тарью Турунен. Финляндия – это Хельсинки, Финляндия – это Сибелиус, а для тех, кто хочет связать свою жизнь с оперой – Академия Сибелиуса. За время обучения голос Турунен поменялся – от сопрано до меццо-сопрано. Путем ежедневных упражнений Тарья вернула себе сопрано, и продолжила обучение в престижной музыкальной школе в Германии. И все это время, кроме обучения, она выступала с концертами со своей группой. Это серьезная нагрузка, к тому же Тарья вышла замуж за богатого аргентинца, и всё чаще пропускала репетиции и концерты. Это не могло не закончиться сложностями в отношениях со своим коллективом – его руководитель, кстати, бывший одноклассник, написал Турунен открытое письмо, в котором объявил, что из группы её «турнули» и объяснил за что. Тарья через газеты же ответила: «Это всё некрасиво выглядит, а по сути жестоко», но как будто обрела второе дыхание. Не сразу, в первых её записях после увольнения в голосе чувствовалась эта обида и некоторая скованность, но уже через год Тарья записала «My winter storm» - свой первый диск. Голос её сильный, даже мощный, нестандартный, в нём чувствуется и «металлическая закалка», и немецкая школа, и он волнует. «I Walk Alone» - запись 2005 года из альбома «My winter storm».


После такого накала страстей самое время послушать Баха. «Es Ist Vollbracht» (Свершилось). «Свершилось. Покой для измученных душ. Уходят последние часы скорбной ночи. Герой из колена Иудина побеждает мощно и завершает борьбу. Свершилось». Эти известный отрывок из известных «Страстей по Иоанну» исполняет подросток, почти мальчик. Его зовут Панайотис Иконому (Panajotis N. Iconomou), грек, но родился в Германии, пел в одном из хоров мальчиков (Toelzer Knabenchor), сейчас ему уже почти сорок и он давно поет бас-баритоном. «Es Ist Vollbracht» - и в исполнении, и в эмоциональном плане, ария (после смерти Христа) альта непростая, и это необычно – поручить её исполнение не взрослому человеку, а почти ребенку. Но Панито поет так, что равнодушным остаться трудно. Позже в интервью он объяснит, что за несколько недель до выступления у него умер отец, и когда пел, думал только о нем. Ария начинается с 29-й секунды.


Одно из самых сильных мест в фильме «Пятый элемент» - ария Дивы. Эта неземная певица поет голосом совершенно земной оперной певицы (сопрано) албанки из Косово, которую зовут Инва Мула. Её выступление на конкурсе в 1993 году произвело впечатление на Пласидо Доминго и он пригласил её в парижскую «Opera Basti», а позже и в гастрольный тур. Она востребована, она известна. И в «Пятом элементе» исполнила любимую многими певцами арию «Il dolce suono» из самой знаменитой оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур» по мотивам очень популярной в начале 19-го века новеллы Вальтера Скотта. Это такой более современный вариант истории Ромео и Джульетты. Молодые любят друг друга, но выйти замуж Лючия должна за другого, чтобы помочь своей семье поправить финансы. Любимый в отъезде, пишет ей письмо, полное страсти, но соперник подменил письмо, и Лючия подписывает брачный контракт с обманщиком. Любимый тут же возвращается, всё выясняется, и от горя, увы-увы, Лючия сходит с ума - на наше счастье, сопровождая это процесс красивейшей арией.


Plus Театральный вариант арии. Поет Мария Калласс.

«Libera» (Либера – так называется один из типов католических молитв) – это хор мальчиков лондонской англиканской церкви «St Philip's Church», с давней историей, в него набирают мальчиков с 6 лет и они в нем поют до ломки голоса. Когда к руководству хором пришел Robert Prizeman, который к тому же и сам пишет композиции для хора, он сумел поднять популярность коллектива до небывалых высот. Эти ребята гастролируют, записывают диски, и, хотя состав постоянно меняется, становятся маленькими «звездочками», при этом проект не ставит целью исключительно зарабатывание денег, хотя и приносит немалые доходы, и ребята по-прежнему выступают в своей церкви во время служб, поют хоры и псалмы. Концертный репертуар – это и классические произведения, и хоралы и даже поп-музыка. Все вместе в сочетании с чистыми детскими голосами звучит по-ангельски. Композицию «Far Away» для хора написал японский пианист и композитор Takatsugu Muramatsu, который активно работает в Голливуде. Солист - Michael Horncastle.

  Plus Libera - Always With You

Одно из самых популярный произведений классической музыки «Адажио ре минор» Альбинони, принадлежит «его перу» еще меньше, чем «Мастер и Маргарита» непосредственно Михаилу Булгакову. Не потому, что, как «М&М» не было доведено до конечного варианта автором, а потому, что во время Второй мировой войны пострадала Дрезденская галерея, где хранились ноты Альбинони, и они сохранились не полностью, фрагментарно, на разрозненных, к тому же сильно обгоревших листочках. Буквально по кусочкам «Адажио» собрал Remo Gazotto (Ремо Джацотто), дописал недостающие места и сегодня специалисты спорят, насколько можно считать его произведением Альбинони, венецианского музыканта, жившего с конца 17-го по середину 18-го века. Причем, если внимательно прослушать произведение, будет ясно, что, хотя оно звучит вполне органично, но, по большому счету неровно, и даже есть кусочек, который почти четко повторяет тему, прозвучавшую в арии «Es ist vollbracht», которую мы с вами уже сегодня прослушали. Кто чего и у кого «тиснул», спорить бессмысленно, поскольку, вполне вероятно, тема могла быть широко популярной в период барокко, и звучала не в одном произведении, но почему-то хочется верить в авторство Альбинони, иначе что в этом прекрасном Адажио он него остается? Считается, что к этой же теме подбирается в своей 31 сонате и Бетховен, честно говоря, я со своим тугим ухом этого не уловила.



О Деклане Гэлбрайте в «Ботинке» уже писала Liat. Паренек из английского поселка со странным для русского уха (с чего начинали, тем и заканчиваем) названием Ху, в Европе, особенно Германии, популярнее, чем у себя на Родине. За время с момента записи песни «Tell me why?» мальчишке натикало почти 19 лет, но её текст не потерял актуальности до сих пор, и этой песней, и её переводом (далеко не подстрочным, поскольку хотелось сделать акцент на сути) я «закрываю кабачок».


В моих снах дети поют
Песню любви к каждому мальчику и каждой девочке на Земле,
Голубое небо, зеленые поля,
А улыбка – язык мира.
Но я просыпаюсь и вижу мир, наполненный людьми,
У которых столько проблем…

(Припев). Скажите, почему жизнь такая, как есть?
Почему об ином я только мечтаю?
Объясните мне, я не могу понять,
Почему, если кому-то нужна рука помощи,
Мы её не протягиваем?

Каждый день я спрашиваю себя:
Что я должен делать, чтобы быть человеком?
Я должен выстаивать и сражаться,
Чтобы доказать всем, кто я?
Или я должен растерять свою жизнь
В мире полном войн?

(Припев).
Почему нужно спорить?
Почему нужно стрелять?
Ну, почему мы ничему не учимся?
Кто-то должен нам объяснить,
Почему мы не можем быть просто друзьями…

(Припев). Скажите, почему жизнь такая, как есть?
Почему об ином я только мечтаю?
Объясните мне, я не могу понять,
Почему, если кому-то нужна рука помощи,
Мы её не протягиваем?



Римский канон «Sanctus» ввел примерно в 120 г. Папа Сикст I. Спустя годы Иоганн Пахельбель написал свой Канон - мы сегодня его слышали в самом начале музыкального вечера. Спустя годы его записал хор мальчиков «Libera» - мы тоже их сегодня слушали. И благодаря всем эти моментам музыкальной истории получилось что-то совершенно новое, потому что музыка – это нечто живое. Но, кажется, про каждого из нас уже можно сказать «Он слишком много знал». А это значит, что пора как следует отдохнуть. Всем-всем хороших праздничных дней и отличных выходных! Всё будет чики-пики!

Комментариев нет:

Отправить комментарий